Развиваем мелкую моторику
Психологи и педагоги уделяют большое внимание мелкой моторике в младшем возрасте. И это не случайно. Умение координировать движения конечностей, манипулировать с небольшими предметами напрямую связано с развитием мозга и интеллекта.
Почему полезно и нужно развивать моторику
Мелкая моторика рук – способность выполнять точные движения, манипулировать с некрупными предметами. Это возможно в связи с одновременной координацией нервной, мышечной систем. Самые простые движения, которым обучается ребенок, – захват игрушки. Более сложные – письмо, рисование, конструирование.
Проходя стадии развития, ребенок вначале учиться управлять руками, доставая до погремушки, так начинается первичное развитие мелкой моторики. Затем он берет в руки предметы. После родители учат дошкольника держать в руках кисти, карандаши, мелки, работать с конструктором, заниматься творчеством.
Своевременное развитие мелкой моторики рук у детей связано с функционированием нервной системы, развитием интеллекта, речи. При стимуляции моторных навыков стимулируется и центр речи в мозгу. Влияет она и на формирование красивого почерка.
Поэтому, развитие мелкой моторики влияет на развитие логического мышления, внимания и воображения и именно поэтому так важно уделять этому особое внимание.
Психологи, изучая моторику, оценивают способность ребенка к обучению, его готовность к школе, развитие интеллектуальных навыков.
Как развивать мелкую моторику младших дошкольников
Занятия с мелкой моторикой условно можно разделить на несколько разновидностей:
- - Пальчиковые игры.
- - Творческие задания – лепка, рисование.
- - Манипулирование мелкими предметами.
- - Игры с конструкторами.
Для активации зон используется массаж ладошек – самый простой способ развития тактильных ощущений. Делается в любом возрасте. Взрослый берет ладошки ребенка, мягко массирует их, гладит. Одновременно можно сочетать с простыми стишками и присказками. Таким же способом можно будить детей по утрам:)
Упражнения и игры:
- Разрывание бумаги. Ребенку предлагается поделить листы на тонкие полоски. Для интереса используют цветную бумагу, которая потом может идти на различные поделки и творческие задания.
- Перелистывание страниц. Для дошкольника выпускаются специальные книжки с толстыми страницами и 3d-эффектом, бизи борды. Дополнительно они могут содержать объемные элементы: шнурки, мягкие детали, пуговицы, которые можно пощупать.
- Пирамидки. Годовалый ребенок с удовольствием манипулирует разноцветными кольцами. Помимо моторики игрушка развивает пространственное мышление, умение различать размер предметов. Здесь подойдут и различные деревянные игрушки.
- Рисование на песке. Развивает тактильные ощущения, массирует кончики пальцев, улучшает мелкую моторику. Сначала взрослый показывает, как надо делать на своем примере. Он берет ручку ребенка и проводит ей по песку. Затем малышу предоставляется свобода действий. Ребенку показывают, как нарисовать круг, треугольник, квадрат, более сложные фигуры. Полезны и просто игры с сыпучим материалом. Производители выпускают безопасный песок. Для стимулирования интереса ребенка он бывает разных цветов.
- Шнуровка. Выпускаются специальные игрушки с крупными веревочками, шнурками. Они помогают научиться правильно завязывать узлы, бантики. Более старших детей обучают завязывать шнурки на обуви.
- Лепка. Пластилин, глина – отличные способы развития моторики. Дети, как правило, с удовольствием включаются в игру. Поделки для повышения интереса оставляют в домашней коллекции.
- Рисование. Младшие дошкольники, не умеющие держать кисть или карандаш, с удовольствием рисуют пальчиками.
- Бусы. Крупные бусины – удобные игрушки для мелкой моторики. Вместо них можно использовать счеты.
- Деревянный конструктор. Детям понравится паровозик из крупных деталей, который легко собрать, а потом играть им. У нас предтавлены, например, сборные деревянные модели самолетов.
- Сортер – популярные игрушки для маленьких детей. Основаны на том, что к отверстиям надо подобрать идентичные фигуры.
Чтобы интерес ребенка к играм и развивающим занятиям сохранялся, а мелкая моторика для дошкольников развивалась легко и с удовольствием, надо чередовать разные предметы и действия. Не стоит настаивать, если малыш не в настроении или не хочет в данный момент манипулировать определенным вещами. Однако родители могут заинтересовать его, если сами возьмут в руки игрушку и начнут совершать с ней некие действия. Любопытство ребенка возьмет верх, и он сам попросит дать ему в руки краски, пластилин или конструктор.
Развиваем моторику старших дошкольников и младших школьников
Для детей, возраст, которых приближается к школьному, а также начавших посещать учебное заведение, занятия должны быть более сложными.
Девочкам и мальчикам интересны различные конструкторы. Развитие мелкой моторики младшего школьника проходит успешно с использованием сборных моделей транспорта, из которых получается целая коллекция.
Интересны детям и различные фигурки, животные, персонажи из известных фильмов.
Чтобы приобщить ребенка к природе и одновременно способствовать развитию моторики и воображения, есть наборы для творчества типа «скворечник». Они легко собираются, а ребенок потом сможет наблюдать за птицами за окном.
Популярностью пользуются сложные конструкторы. Открывающиеся дверцы, гайки, колесики непременно заинтересуют любого мальчика, и развитие мелкой моторики будет идти естественным путем.
Развитие ребенка идет поэтапно, поэтому важно в определенный возрастной период уделять внимание приобретению навыков. Игрушки помогают этому, так как игра – основной вид деятельности дошкольников.